Скотовоз ОДАЗ.
Сайт САТа Спецавтотехника Бобруйск, производителя полуприцепов скотовозов, прицепов для перевозки скота, тележек трапов для свиней. Бобруйская Спецавтотехника начала выпускать целую линейку скотовозов, аналогичных скотовозам ОДАЗ. Вот что думают маркетологи предприятия в защиту скотовозов ОдАЗ.
Не умерли ещё скотовозы ОДАЗ!
В последнее время в нашей отрасли много разговоров о двухярусных, трёхярусных скотовозах, которые уже хоронят устаревшие одноярусные скотовозы ОдАЗ. Нам кажется, много искажений в представлениях о положении дел пошло от волн скотоимпорта.
В Россию живых свиней для получения мясной (и парной) свинины везут из Польши (например, мясокомбинат «Велком»). На трёхпалубных скотовозах.
Масса племенных свиней приезжает на новые российские свинокомплексы.
Беларусь ввезла в 2008 году 1000 голов племенного КРСа мясной породы.
Посредством агролизинга в Россию уже импортировано 105 тысяч голов нетелей, по полтонны весом каждая. 50 тысяч тонн племенного «мяса» последние несколько лет едут в полуприцепах скотовозах, плывут кораблями и летят «боингами» в РФ, поправлять достижения отечественной селекции. Это парнокопытное стадо можно было разместить в 5 тыс. вагонах, сформировать 100 племенных эшелонов. Таких стратегических перемещений скота страна не знала со времен Отечественной войны. Настоящая битва за племенное золото. В 2007 году «Агролизингом» из Австрии в Якутию «бизнес-классом» на «Боингах» было отправлено 150 голов 10-тью рейсами. Везут и из Австралии – но не кенгуру.
Племенной скот едет к нам из Голландии и Германии полуприцепами скотовозами не на бойню, а на постоянное место жительства. Переезд длителен. Для уменьшения транспортного стресса, по европейским правилам коровы должны находиться в пути не более 14 часов, затем один час отдыхать, потом опять 14 часов ехать, потом 24 часа перерыв. Нужен комфортабельный и вместительный лайнер. Для этого и закупаются Пеззаиоли, Ардоры и другие европейцы. Универсальные на 1-3 палубы, с многочисленными удобствами. Дорогие.
Объёмы заманчивы. Мы не участвуем в обеспечении этой гонки.
А какой же транспорт экономически выгоден в технологических цепочках мясной отрасли внутри России и Беларуси? Назначение рейсов здесь – на бойню, своз телят на откорм на мясо, от племхозяйства на молочную ферму. Плечо – до 200 км.
Автофургоны скотовозы. Проблему с их наличием предприниматели решают пока самостоятельно, используя практически обычные фургоны. Отечественных прицепов скотовозов поставить в сцепку с автофургоном скотовозом пока на рынке тоже нет.
С полуприцепами скотовозами каждый должен для себя посчитать и определить уровень и постоянство загрузки.
Варианты поведения могут быть разные. Многие свинокомплексы предпочитают иметь собственные цеха переработки. Это даёт прибыль и независимость на рынке. Трёхпалубники внутрь свинокомплекса им незачем – им бы рефрижераторов на выезд из свинокомплекса побольше. Другой вариант закрепления прибыли и устойчивости - Клинский свинокомплекс (Московская область) купил трёхпалубный свиновоз для самостоятельного развоза живых свиней на мясоперерабатывающие предприятия – иметь несколько потребителей устойчивей, чем одного. К тому же охлаждённая свинина растёт в спросе.
Крупные хозяйства и холдинги России и Беларуси стремятся максимально развить собственную мясопереработку. В Беларуси это Агрокомбинат Снов, Гроднохлебопродукт, ОАО Александрийское (как КРС, так и свиньи). То есть, перевозки полуприцепом скотовозом замыкаются в контуре земель хозяйства. Условно, внутри десятка-двух деревень.
Крупные же хозяйства имеют технологические процессы, требующие перемещения КРС полуприцепами скотовозами между разнесёнными специализированными производственными объектами, но, опять же, в контуре земель хозяйства, где нет нужды в дорогих трёхпалубниках. Например, ОАО Василишки Щучинского района возит нетелей с отдельного комплекса по выращиванию нетелей на свои 10 молочных ферм, ОАО Журавлиное в Пружанском районе 3 молочно-товарных комплекса, комплекс по выращиванию нетелей. А СПК Остромечево Брестского района, которое реально зарабатывает на откорме на мясо, полуприцепами скотовозами ОдАЗ за 2009 год свезло из хозяйств области себе в откормочный комплекс 7.5 тысяч голов телят (87% от всего поголовья) средним весом 83 кг. И так каждый год (по этому же пути начало идти и Александрийское). Все они берут скотовозы. ОдАЗ. Зачем дорогой универсальный трёхпалубник? Сновцы вообще вполне лояльно относятся к одноосному скотовозу ОдАЗ – животных везти относительно недалеко, по габаритам животных больше 10-и тонн и не погрузишь, а 10 тонн тянет и одноосный ОдАЗ, так зачем двухосный?
Многие мясокомбинаты неохотно работают с небольшими производителями скота из-за нестабильности поставок и сложностей в организации логистики, предпочитая работать с крупными производителями. Относительно крупный мясокомбинат (Гродненский, Минский) имеет мощности по забою до тысячи голов в сутки. Вот им то, если можно организовать конвейер поставки скота от устойчивых мясопроизводящих хозяйств на комбинат, отладить логистику, то и нужен (дорогой) универсальный трёхярусный скотовоз для свиней-КРСа. А может, и вообще – чисто свиновозы отдельно, скотовозы для КРС – отдельно.
Если перевозчик – независимая транспортная компания, работает на плече «хозяйства – мясокомбинат», то универсал скотовоз конечно же, был бы предпочтительнее (многие комбинаты на неустойчивые объёмы нанимают сторонних перевозчиков, как, например, Волковысский). Свиньи, бычки с откорма, коровы, отслужившие в молочном стаде. Типичные клиенты - небольшие молочно-товарные хозяйства с их нерегулярностью поставок. Нерегулярность почему? Например, хозяйству с молочно-товарной специализацией выращивать бычков на мясо убыточно. Многие руководители небольших молочных хозяйств оставляют родившихся бычков на период летнего пастбищного выпаса, когда себестоимость кормов низкая и рентабельность мяса близка к нулю. А потом в течение осени потихоньку опустошают заначку-кошелёк. То есть, от него поставка скота нерегулярна и неравномерна по количеству. И европейская дорогая универсальность у транспортника здесь не окупится.
Как видим, далеко не везде выгодно применять дорогие западные универсальные скотовозы. Есть ниша и для скотовозов ОдАЗ, а теперь и скотовозов САТ-47К бобруйской Спецавтотехники.
В скотовозах ОдАЗ были два размера кузова - один под одноосный, и второй - под двухосный варианты. Сейчас Спецавтотехника предлагает длину кузова скотовоза, начиная с 8.5 м и, с шагом 0.5 м, до 13.5 м. Стенки скотовоза САТ-47К выполняются из оцинковки, а затем грунтуются и окрашиваются для повышения коррозионной устойчивости - аммиак от коров очень агрессивен.
Кузов скотовоза САТ-47К разделён перегородками на отсеки. Задние двери снабжены откидывающимися деревянными трапами, закрывающими проёмы между неплотным прилеганием кузова и рампы.
Вентокна скотовозов САТ-47К открываются в двух фиксированных положениях.
Время полуприцепов, построенных по типу старых добрых скотовозов ОДАЗ, ещё не ушло.
Завод САТ Спецавтотехника Бобруйск производит полуприцепы скотовозы, прицепы скотовозы, тележки для перевозки скота, трапы тележки ТТ-1 для свиней, самосвальные тракторные полуприцепы САТ, кузова на сельхозсамосвалы, нестандартные полуприцепы, прицепы по техническому требованию заказчика.