EBS полуприцепа. САТ
Отгрузили клиенту очередную партию подкатных тележек полуприцепов с EBS. Тележки пойдут под монтаж на них цистерн. Производители полуприцепов цистерн активно информируют своих потребителей о различных возможностях систем EBS полуприцепов.
Мы производим много самосвальной прицепной техники, а также прицепов тралов. Мы хотели бы ещё раз подчеркнуть те возможности в системе EBS, которые можно скомпоновать именно под EBS полуприцепа и прицепа самосвала, а также под низкорамник.
Электронная система торможения, с английского названия - Electronic Braking System - явилась надстройкой к существованию АБС. АБС призвана только упреждать блокирование колёс полуприцепа, как результат избыточного введения в действие усилия тормозной системы, особенно на скользкой дороге. Педаль тормоза в EBS не имеет механической связи с тормозной системой (так называемая электронная педаль). Ее перемещение преобразуется в электрический сигнал и подается блоку управления. После анализа информации от различных датчиков (нагрузка, скорость, поперечное ускорение, угол поворота рулевого колеса), электроника самостоятельно дает команду исполнительным механизмам, регулирующим давление в контурах тормозной системы. Соединение цифры, электросигналов и давления воздуха создало множество возможностей, которые практически невозможно создать только механикой или только гидравликой.
Конечно, Контроль устойчивости при движении.
Электронная система автоматически вмешивается при необходимости стабилизировать полуприцеп в критической ситуации. Датчики EBS постоянно измеряют боковые ускорения полуприцепа и немедленно запускают торможение в критических ситуациях. Это существенно уменьшает риск заноса или переворачивания, в том числе при случаях смещения груза в кузове (что бывает и в самосвальных кузовах, особенно большого объёма).
Контроль водителем степени загрузки полуприцепа.
EBS полуприцепа поможет предупредить штрафы за перегруз полуприцепа, преждевременный выход из строя осей, повреждение дорожного полотна. Ведь остановленный за перегруз на дороге, водитель теряет деньги на штрафе и время на разговоры с проверками и оплатами. Повреждённое полотно дороги означает пробки в этом месте для самого же водителя из-за замедления скорости движения или из-за проведения ремонтных работ. Если оси выходят из строя и производитель осей обнаруживает причиной перегрузы, то ремонты – за счёт транспортника.
У водителя снимается опасение за возможный перегруз, который обнаружится только при проверке на дороге, и появляется удовлетворение (приятное предвкушение в кармане) от работы автопоезда с максимально полной нагрузкой. Водитель может спокойно наблюдать за погрузкой из кабины тягача.
Обычно на загрузке полуприцепа самосвала погрузчик кидает ковши без остановки по самые борта. Так как плотность грузов разная (сухой и мокрый песок, песок и глина – различаются в полтора раза), то на глазок легко достичь перегруза. То же – с жидкостями или текучими грузами в полуприцепах-цистернах. С помощью EBS полуприцепа водитель получает предупредительный сигнал на панели, когда вес груза приближается к максимальному, и второй красный сигнал при достижении максимальной величины, и может остановить дальнейшую погрузку.
Контроль опасного угла опрокидывания при поднятии самосвального кузова.
Помогает водителю разгрузиться на площадке с уклоном. Система EBS полуприцепа предупреждает водителя о моменте, когда при разгрузке сыпучего груза поднятие кузова достигает физических ограничений стабильности. Монитор системы показывает точный угол наклона поверхности площадки. Система предупреждает водителя звуковым сигналом и световым индикатором, позволяя водителю своевременно снизить угол поднятия кузова, таким образом избегнув повреждения техники и причинения вреда людям, находящимся поблизости.
Контроль прилегания к асфальтоукладчику.
Тягач с полуприцепом прекрасно работают с асфальтоукладчиком на дорогах без уклона. Если уклон вниз, то полуприцеп норовит всё время ехать быстрее, просыпая таким образом асфальт мимо приёмочного бункера асфальтоукладчика. Водитель отвлекается на постоянный контроль ситуации сзади, теряя из виду ситуацию в направлении движения.
Система EBS полуприцепа удерживает его вместе с асфальтоукладчиком, слегка подтормаживая полуприцеп. Датчик на полуприцепе с EBS определяет, что кузов поднят, и посылает сигнал к началу подтормаживания полуприцепа. Водитель может увеличивать и уменьшать степень подтормаживания полуприцепа при изменении уклона дороги, остающегося веса в кузове, или скорости асфальтоукладчика. Когда кузов опускается, датчик растормаживает полуприцеп.
Контроль при сдавании назад.
Статистика свидетельствует, что порядка 35% случаев повреждения прицепного состава, и до 40% несчастных случаев с людьми происходит во время движения автопоезда назад. Система EBS через датчики на задней стороне полуприцепа позволяет определять объекты в слепой зоне обзора позади полуприцепа, и автоматически останавливать полуприцеп на безопасной дистанции. Объекты могут быть маленькие, большие, движущиеся, и не движущиеся.
Датчики могут устанавливаться с разной плотностью, только по нижней линии кузова, или по нижней и верхней линии – это зависит от квалификации водителя, требований регулирования в отрасли.
Система автоматически запускается в момент включения задней скорости. На задней стороне прицепа или полуприцепа задние фонари начинают мигать, и звучит предупреждающий сигнал (сигнал может быть тише или выключаться при работе ночью в жилом районе).
Когда система «видит» объект на расстоянии 3-х метров и менее позади полуприцепа, экран системы показывает расстояние до объекта зелёным, жёлтым и красным цветами. Система EBS автоматически замедляет автопоезд до 9 км/час, если скорость превышает этот показатель. Когда полуприцеп приближается ближе к объекту, габаритные огни начинают моргать, а звуковой сигнал звучать чаще. Система останавливает полуприцеп автоматически на запрограммированном расстоянии (от 30 см до 100 см). После автоматической остановки, водитель может медленно довести полуприцеп последние сантиметры, например, до приёмника асфальтоукладчика, или рампы.
Помощь тягачу при плохом сцеплении с поверхностью.
Раздражает, когда тягач проскальзывает колёсами на подъёме, боковом склоне или на скользкой, мокрой поверхности. Грязь, гравий, лёд, снег на дороге могут дать свою долю проблем. Вы можете увеличить сцепление ведущей оси тягача с дорогой, временно увеличив давление ведущей оси на дорогу во время проблемного участка дороги, одним нажатием кнопки подняв подъёмную ось полуприцепа. При наборе скорости более 30 км/час поднятая ось самостоятельно опустится в рабочее положение. При исключении подобных прокруток колёс также будет уменьшен непроизводительный износ шин.
Контроль использования подъёмной оси.
Пустой полуприцеп не нуждается во всех работающих колёсах во время движения. Если полуприцеп оснащается подъёмной осью, то система автоматически опускает ось при появляющемся грузе и поднимает ось при отсутствии нагрузки. Измерение веса груза происходит посредством датчиков у пневмобаллонов, данные которых обрабатываются в центральном блоке EBS. Выгоды – уменьшение износа резины, а также экономия от 0.5 до 1 л топлива на 100 км пробега.
Противоугонное устройство.
Дополнительный клапан к EBS полуприцепа, управляющий стояночным тормозом, блокирует подачу воздуха в пневмосистему полуприцепа. Разблокировать клапан можно только введя PIN код в систему EBS, который знает только водитель. Конечно, специалист может угнать такой полуприцеп, уже вообще без тормозов - вручную, гаечными ключами, растормозив каждую ось – это займёт при сноровке минут 30. Но вот так с наскока, зацепить и уехать – не получится. Дополнительно в устройство может входить звуковой зуммер для подачи сигнала тревоги.
Контроль давления в шинах.
EBS полуприцепа контролирует степень давления в работающих колёсах и предупреждает водителя о любой из шин, в которой давление не соответствует оптимальному (в том числе при спускающем колесе). Система может также сообщать эти данные через интернет диспетчеру (реализовано компанией Вабко).
Какой выигрыш? Недокачанные шины могут увеличить потребление топлива до 0.6 литра на 100 км. Недокачанные или перекачанные (например, на 20%) шины могут уменьшить пробег резины на 15%.
Контроль использования полуприцепа с EBS через запись операций.
Вы хотите анализировать данные, как ваш водитель водит автопоезд? В смысле – насколько полно он грузит (чёрт, перегружает, то есть, убивает) полуприцеп? И даже если водитель «забудет» включить кабель питания самописца – система посчитает количество таких забываний. Система играет роль «чёрного ящика» самолёта – она держит в памяти данные последних 200 поездок и событий, связанных с использованием полуприцепа. Она также сохраняет данные стиля езды и использования полуприцепа. EBS полуприцепа снимает данные через кабеля от датчиков и сохраняет их в памяти по следующим показателям:
- скорость,
- пробег на плече,
- тормозное усилие,
- нагрузка на ось,
- предупреждения об износе колодок тормозов,
- моменты включения АБС,
- включения системы предупреждения против опрокидывания.
Все эти данные при необходимости могут быть сняты непосредственно в кабине тягача, а также (в системе EBS компании Wabco) передаваться онлайн через интернет-портал.
Такая возможность контроля и анализа технологической дисциплины на перевозках выгодна собственнику автопредприятия (начиная с механика), компаниям, занимающимся сдачей полуприцепов в аренду, а также служит объективным судьёй между производителем полуприцепа с EBS и его собственником при спорных поломках. Тахограф и GPS закрывают не всё. А ведь полуприцеп может цепляться и с двумя разными головами попеременно.
Контроль развесовки.
EBS автоматически перераспределяет вес груза между осями сцепки тягач-полуприцеп. Когда груз полуприцепа частью выгружен на маршруте следования (например, часть груза сзади полуприцепа), остающийся груз может создавать излишнюю нагрузку на заднюю ось тягача, создавая перевес на эту ось, при в целом недогруженном полуприцепе. EBS перераспределяет вес груза равномерно по всем осям автопоезда через пневмосистему полуприцепа, без физического перемещения груза в полуприцепе. Это помогает оставаться в пределах максимально разрешённого веса на ось, к тому же избегать повышенного износа задней оси и резины тягача из-за повышенной нагрузки на неё.
Если полуприцеп оснащается подъёмной осью, то система автоматически опускает ось при появляющемся грузе и поднимает ось при отсутствии нагрузки.
Оптимальное маневрирование.
Система значительно увеличивает поворотный радиус автопоезда, что позволяет водителю лучше проходить крутые повороты и лучше маневрировать в местах погрузки-разгрузки. Система помогает водителю справится с такими сложностями и уменьшает повышенный износ резины в моменты исполнения крутых разворотов. Система EBS автоматически выявляет углы и крутые повороты, а также снижает давление в пневмобаллонах задней оси, или поднимает заднюю ось для увеличения управляемости при маневрировании. После прохождения поворота ось возвращается в свою прежнюю позицию. Система самозапускается при маневрировании в местах погрузки-разгрузки. Так как такой порядок движения уменьшает трение задних колёс о дорожное полотно, срок службы шин увеличивается, шины меньше повреждаются о бордюры, уменьшается риск взрыва шины, задняя ось испытывает меньше нехарактерных для неё растягивающих нагрузок.
Во многих смыслах, такая система эффективно заменяет применение задней поворотной оси.
Усиление сигналов идущему сзади транспорту при экстренном торможении полуприцепа с EBS. Предупреждение столкновений сзади.
Наверняка каждый сталкивался с ситуацией на дороге, когда всё сжималось внутри и проступала испарина, когда вы на автомате в конце концов осознаёте, что зад шедшего вроде бы на безопасной дистанции транспорта внезапно оказывается прямо перед вашим носом, а вы находите себя отчаянно жмущим педаль тормоза. Вы не заметили, как загорелись стопы у впереди идущего. Вы едва не впечатались!
Система включает мигающие стопы в существующих фонарях, или в дополнительном третьем фонаре (похожем на третий стоп в легковом автомобиле) при экстренном торможении для раннего предупреждения водителей, идущих сзади.
Система включается в действие каждый раз при скорости, превышающей 50 км/час, и далее постоянно контролирует скорость полуприцепа, степень его замедления при торможении или включении системы АБС. Стоповые мигания включаются при замедлении, превышающем 4 метра в секунду, или при включении работы АБС.
Юрченко Александру, слесарю участка электро- и пневмосистем, опытному специалисту со стажем, за 10 лет работы здесь довелось монтировать пневмосистемы нескольких поколений, без ABS, с ABS, а теперь уже с EBS Wabco последней версии.
На фото справа на столе участка Александр разместил для показа крупным планом узлы пневмосистемы, которые едины и для EBS, и для ABS.
Статья EBS полуприцепа.
Сердце системы EBS, на фото слева.
Мы применяем EBS и ABS компании Wabco. Фото справа.
Статья EBS полуприцепа.
Завод САТ Спецавтотехника Бобруйск производит прицепы и полуприцепы с EBS:
- самосвальные полуприцепы,
- самосвальные прицепы,
- низкорамные прицепы г/п 27 тн,
- подкатные тележки для производителей полуприцепов цистерн,
- шасси, платформы полуприцепов по техническому заданию заказчика.